Япония

Площадь — 372 тыс. км². 

Население — 126,2 млн человек.

Конституционная монархия, глава государства — император. Законодательный орган - двухпалатный парламент: Палата представителей и Палата советников. Исполнительная власть в руках кабинета министров. В административном отношении делится на 47 префектур.

Япония расположена на небольших за площадью островах возле побережья Восточной Азии. Это морская страна, для которой Тихий океан - наиболее универсальная и удобная дорога во все концы мира.
Япония - высокоразвитая постиндустриальная страна Азии. Она имеет мощную промышленность в сочетании с новейшими технологиями, значительные валютно-финансовые ресурсы, занимает крепкие позиции в системе международных экономических отношений.

Естественно-ресурсный потенциал Японии

Острова Японского архипелага протягиваются вдоль восточного побережья Азии. Наибольшие из них — Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо. Территория островов находится в активном сейсмическом районе, где частые землетрясения. 3/4 территории островов занимают горы и местности с очень пересеченным рельефом. На островах — свыше 200 вулканов, среди них — 40 действующих, в частности и Фудзи, что является символом страны. Хозяйственная деятельность сосредоточена на сравнительно небольших за площадями равнинах, среди которых значительные на о. Хонсю - Канто (на ней расположенная столичная агломерация), Кинки (размещаются Осака, Киото), Ноби (расположенная агломерация Нагоя), Етиго; на о. Кюсю - Тикуго (города Фукуока и Китакюсю); на Хоккайдо - Исикари.

В недрах Японских островов находят химические элементы почти всей таблицы Менделеева, но месторождений промышленного значения недостаточно. Вся территория страны находится в зоне активной деятельности муссонов. Летний муссон сопровождается осадками на восточных склонах гор, а зимний несет холодные воздушные массы из Сибири и служит причиной сильных снегопадов на Хоккайдо и на западном побережье Хонсю. Весной и осенью в Японию приходят тропические циклоны.

Весной они приносят теплые дожди, а из августа по октябрь - тропические ураганы (тайфуны). Дожди питают многочисленные реки, которые имеют значительный энергетический потенциал, воду их используют для орошения.

Япония — зеленая страна. ее горы на юге покрыты субтропическими, в центральной части — мешанными, на севера — хвойными лесами. Тем не менее большинство лесов страны — искусственные насаждения, а ландшафты очень изменены деятельностью человека.

Население

Территория Японских островов - одна из наиболее густо заселенных в мире. Подавляющее большинство населения страны размещается на узких полосах прибрежных равнин. Системы расселения в зонах Токио - Иокогама, Осака - Кобе - Киото, Нагоя, северной части Кюсю (Китакюсю - Фукуока) представляют собой большие многомиллионные агломерации. Вдоль главной транспортной оси страны, которая соединяет эти агломерации, возникло одно из мощнейших в мире сосредоточений промышленности и других видов экономической деятельности, за которым закрепилось название - Тихоокеанский промышленный пояс Японии. В восточной части этого пояса от Токио - Иокогама к Осака - Кобе сложился второй в мире за количеством населения мегалополис - Токайдо (свыше 65 млн человек).
Свыше 99% население страны - японцы. Государственный язык - японский, что принадлежит к отдельной языковой группе. Главные религии - синтоизм и буддизм. Есть христиане.

Экономика Японии 

 Современная Япония имеет динамические продуктивные силы, в которых недостаток природных ресурсов компенсируется высоким уровнем квалификации рабочей силы и культуры работы, активным и гибким использованиям капитала и современных методов организации производства, высоким уровнем развития науки и техники. Государство и предприниматели проводят активную деятельность на мировом рынке.

Экономика Японии после Второй мировой войны прошла два этапа развития. В 60-те года сложились чуть ли не самые благоприятные условия развития за всю историю Японии. Интенсивно использовалась высококвалифицированная и вместе с тем дешевая рабочая сила, активно внедрялись самые новые достижения мирового научно-технического прогресса, состоялись реорганизация капитала, аграрные реформы на селе. 

В 80-те года благоприятные факторы предыдущих десятилетий исчерпали себя. Только квалифицированная рабочая сила (но теперь уже одна из наиболее дорогих в мире) как и раньше сыграет важную роль. Япония от практики привлечения иностранных технологий перешла к интенсивному развитию собственных научных исследований.

Ныне страна имеет трудовые ресурсы с высоким уровнем профессиональной подготовки, культуры работы и профессиональной мобильности. Уровень производительности работы - один из высочайших в мире. Хозяйство имеет современную техническую оснащенность, использует современное оборудование и современные технологии производства. Проблема недостатка местных природных ресурсов решается путем внедрения сберегающих технологий в сочетании с гибкой политикой на зарубежных рынках сырья. Как основные внутренние ресурсы развития используются те возможности, которые предоставляет научно-технический прогресс. Внешние ресурсы развития образовываются за счет реализации на мировых рынках высококачественной и конкурентоспособной продукции, научно-технической информации и экспорта капитала.

Японская промышленность активно связана с мировыми рынками. С одной стороны, для ее нужд довозится 97% необходимого угля, 99% нефти и железной руды, 60% леса, 100% фосфатов, бокситов, хлопка, шерсти и т.п.. С другой стороны, на экспорт идет половина произведенных автомобилей, почти 90% часов, 95% dvd-проигрывателей, 75% копировальных машин и другого офисного оборудования, 75% бытовой электроники (видеокамеры, плееры, цифровые фотоаппараты, телевизоры, магнитофоны и т.п.), свыше 70% станков и т.п..

В Японии высокая территориальная концентрация производства. В пределах Тихоокеанского промышленного пояса, территория которого представляет только 1/4 часть площади страны, производится 3/4 промышленной продукции Японии. Зона мегалополису, особенно агломерации Кейхин (Токио — Иокогама), Хансин (Осака, Кобе, Киото), Тюкьо (Нагоя), является сосредоточением наукоемких производств.
Важной чертой географии трудной промышленности стало формирование больших межотраслевых комплексов-комбинатов. Мощнейшие объекты возникли по соседству с тремя главными агломерациями. Например, в агломерации Кейхин - комбинаты в Иокогаме, Кавасаки, Гои, Касима; в Хансин - комбинаты в Хиробаи, Сака, Анегасаки. Цепочка комбинатов возникла на побережье Внутреннего Японского моря: Мидзусима, Івакуни, Токуяма, Оита и т.п..

Япония - один из лидеров мировой черной металлургии. Здесь действуют почти два десятка металлургических заводов полного цикла, наибольшие - в Кавасаки, Тиба, Токай, Хиробата, Фукуяма, Китакюсю. В химической промышленности основу области составляют 16 нефтехимических комплексов; наибольшие - в Касима, Гои, Йок-Каити, Мидзусима, Сакаи. За размерами энергопотребления Япония четвертая в мире (свыше 460 млн тонн в нефтяном эквиваленте), хотя на 90% зависит от импорта энергоносителей, в частности нефти импортируется 250 млн тонн, уголь довозится свыше 135 млн тонн.
В мировом производстве машин и оборудование частица Японии представляет свыше 10%. Машиностроительные фирмы освоили всю номенклатуру продукции области. Ведущие машиностроительные концерны являются основой экспортной базы Японии, ведь за границы Японии вывозится 1/4 продукции машиностроения. Ведущими областями японского машиностроения является электромашиностроение (2/5 продукции области), где половину продукции дает радиоэлектроника; транспортное машиностроение 1/3, в котором ведущее место занимает автомобилестроение и судостроение; общее машиностроение с большими фирмами, которые вырабатывают промышленное оборудование и верстать.

В Японии созданный мощный научно-производственный комплекс. Это дает возможность рассматривать производство наукоемкой и технически сложной продукции как основное направление специализации страны в международном разделении труда. Научно-производственный комплекс имеет высокий уровень территориальной концентрации. Да, на агломерацию Токио - Иокогама приходится 60% научных разработок и около 40% продукции областей высокой технологии. Важную роль играют также Осака, Киото и Нагоя. Перспективным направлением являются создания системы технополисов - научно-промышленных зон, оснащенных современной инфраструктурой и научно-исследовательскими предприятиями. Созданное первое «научный город» - Цукуба, создается еще 19 таких городов.
В агропромышленном комплексе Японии занято почти 1/4 экономически активного населения, из них только 6% - в сельском, лесном хозяйстве и рыболовстве. АПК страны обеспечивает около 56% нужд в продовольствии (от растениеводства и животноводства), но если к этому прибавить продукцию морских промыслов (а морепродукты - исключительно важный компонент японской национальной кухни), то уровень обеспечения страны собственным продовольствием составляет 62%.

Земель, пригодных для земледелия, в Японии крайне мало. В 2000 г. обделывалось 4,8 млн гектаров, на которые работало 3,9 млн человек, занятых в сельском хозяйстве. Средние размеры фермерского хозяйства - немного больше одного гектара. Выделяются три области специализации: рисосеяние, плодоовощеводство, животноводство. Нужды в продукции других областей страна обеспечивает за счет импорта. Довозится 9/10 пшенице, вся кукуруза, 92% бобов и сои, 80% сахара, около 1/3 жирел и 2/5 мяса.

В Японии сложились ярко выявленные зоны пригородной и зональной специализации сельского хозяйства. Важной зоной пригородной специализации (мясо, молоко, овоще, фрукты, цветы) есть территория мегалополису Токайдо от долины Канто к долине Кинки. Другие специализированные зоны - «рисовый пояс» Японии на северо-востоке и побережье Японского моря; северо-восток Хоккайдо, который специализируется на молочном животноводстве и свекловодстве; центральный высокогорный район, который перешел от шелководства до выращивания овощей и фруктов. Южные зоны субтропического земледелия сложились на тихоокеанском побережье Сикоку и Кюсю.

Транспорт Японии

Японии выполняет большой объем работы как во внутренних, так и международных перевозках. Практически все внутренние перевозки обеспечиваются тремя видами транспорта: автомобильным, железнодорожным и морским каботажным; внешние грузовые - исключительно морским, а пассажирские - воздушным.

Особенность формирования и использование транспортной сети на Японских островах - трудности в ее строительстве: дорого стоит земля, нужно строить большое количество туннелей (длина отдельных превышает 10 км), мостов, в частности многокилометровых мостов между островами, подводных туннелей (наибольший между Хонсю и Хоккайдо - 53 км) и др. Но несмотря на трудности, сеть железных дорог со скоростью движения 200-250 км/ч и скоростных шоссейных дорог постепенно связала все основные экономические центры страны.

Наибольшие морские порты: в Осакском заливе - Кобе, Осака, Сакаи; в Токийском заливе - Иокогама, Тиба, Кавасаки, Токио; другие важные - Нагоя, Симидзу, Хиросима, Фукуока, Нагасаки и т.п..
Внешнеэкономические связи Японии

На Японию приходится (2000 г.) свыше 5,5% импорта и свыше 7,5% экспорта, 15% прямых инвестиций мира. Важнейшей тенденцией внешнеэкономической деятельности страны есть переход ее от ориентации преимущественно на внешнюю торговлю к ориентации преимущественно на инвестиционную деятельность.

Страна в основном довозит сырье, полуфабрикаты, некоторые виды химикатов и промышленного оборудования из всех концов мира, а вывозит промышленные товары, научно-техническую информацию и капитал.
На мировом рынке научно-технических знаний Япония ныне самая стала значительным поставщиком научных разработок, особенно в областях электроники, автомобильное и судостроение, химии, материаловедения, биотехнологий и т.п.. На мировом рынке инвестиций японские корпорации активно занимаются созданием общих предприятий.

Территориальные отличия регионов Японии

Основные производственные мощности страны расположенные довольно компактно, а их взаимосвязи обеспечиваются развитой сетью коммуникаций. Вместе с тем в стране наблюдаются значительные отличия в территориальной структуре хозяйства.

Центрами территориальной структуры хозяйства выступают постоянные региональные территориально-хозяйственные системы, которые сформировались на базе ведущих групповых систем расселения: Токио, Осака, Нагоя, Фукуока, Хиросима, Саппоро, Сендай. Токио и Осака выполняют экономические и политические функции в масштабах государства. Сферы влияния других центров большей частью совпадают с границами своих экономических районов.

В стране сложилась такая схема районирования. В центральной части о. Хонсю находятся Столичный район (равнина Канто и близлежащие горные районы), Кинки (ядро - агломерация Осака - Кобе - Киото), Токай (наибольший центр Нагоя) и Хокурику (побережье Японского моря). На юго-запад - Тюгоку (юго-запад о. Хонсю), Сикоку и Кюсю. На северо-востоке - Тохоку (северо-восток о. Хонсю) и Хоккайдо.